Наш развернутый рассказ о кольцевом Учебно-тренировочном сборе приуроченном ко «Дню Автомобилиста- 2024 » мы завершаем традиционным альбомом из «закулисья». Пусть УТС и не являлся официальным соревнованием – жизнь его паддока ничем не отличалась от обычных кольцевых гонок, проводящих вот уде как почти пол века на Автодроме «Чайка».

   А между тем, мало кто знает, что в самый последний момент проведение этого задолго запланированного традиционного автоспортивного празднования «Дня Автомобилиста-2024» чуть не было сорвано. Реалии времени, в котором вот уже как три года живет Украина сказались и тут.

  Буквально за пару дней до заветной для многих автолюбителей и болельщиков даты очередная варварская атака страны-агрессора чуть было не сорвала этот столь необходимый в это непростое время для украинцев праздник. В этот раз повреждение получило именно чайкинское полотно, причем на траектории, на выходе из «Зрительского поворота».
  Благо, оно оказалось не столь существенным и пилоты смогли скорректировать свою траекторию прохождения данного поворота. Правда, несколько раз некоторые из них все же пытаясь использовать по максимуму асфальтовое покрытие, приближались все ближе к рытвине, буквально подпрыгивая на ее выступе, образовавшемся в результате взрыва…

… но, дух и волю украинцев, в том числе и автоспортсменов, не сломить! И в запланированные сроки впервые за три года с начала «большой войны» (хотя, разве бывают маленькие?) многолетняя традиция была возрождена и «День Автомобилиста-2024» был отмечен очередной кольцевой гонкой, пусть она и прошла в режиме тренировки.
  С самого утра в этот непривычно теплый для конца октября и солнечный день на Автодром «Чайка» потянулись как сами участники, так и болельщики. Среди первых из них была команда «Audi Центр Киев Юг». Примечательно, что ее пилоты в лице Владимира Дрогомирецкого и Вадима Конончука собственноручно за рулем «каблучков» притянули на лафетах свои спортивные автомобили. Чем не наглядный пример поговорки - любишь кататься, люби и саночки…?)))

 И впервые за три года кольцевой паддок Автодрома «Чайка» начал оживать, все больше наполняясь теми самыми участниками, болельщиками или просто автолюбителями.

 А главным шоустоппером в этот день, по крайней мере с технической точки зрения, стал этот современный 3-литровый кольцевой BMW. Украинские болельщики увидели его впервые, так как этот «баварец» обычно выступает исключительно на европейских трассах…

… а управлял им в рамках УТС никто иной, как Леонид Протасов. Именно этот ветеран украинского автоспорта, несмотря на свой возраст, а скоро он разменяет восьмой десяток (!), все еще выходит на старт, в том числе и в Европе, продолжая представлять Украину на международном уровне.

  Интересно, особенно на фоне Протасова, что чуть ли не половину из 22 участников УТС составили новички! Среди них можно отметить целый десант с западной Украины, включавший даже одного поляка!
  В действительности Бартломей Козьол уже много лет проживает на Волыни и в автоспорте представляет не родную страну, а именно Украину, выступая под ее национальной лицензией. Тем не менее, как напоминание о его корнях, «Рено Меган» Бартломея несет на своих бортах знаки, схожие с теми, что украшают воздушные средства польской ВВС.
  «Схожие», потому что в дань уважения интеллектуальных прав, зарезервированных за польской армией, эти знаки имеют зеркальное отражение польской «шахматки», известной еще с 20-х годов прошлого века.

  Напарником Козьола является Дмитрий Семенюк, чей 2-й «Гольф» тоже выделялся - в данном случае необычным номерным знаком. Оба пилота, как и третий представитель ровненской команды Денис Горковчук, ранее имели не столь большой автоспортивный опыт и этот выезд на «кольцо» для всех троих стал дебютным в этой дисциплине и … результативным!
  Именно Дмитрий на своем скромном «фольксе» сначала стал третьим среди «одноклассников» в первом заезде, а затем и вовсе первым во втором. Тогда как Горковчук финишировал вторым во втором. Пусть тому и помогли сходы завсегдатаев и фаворитов, равно как эти результат являются полностью неофициальными. Это не отменяет полученных от выступления эмоций…

 Как и гражданские, спортивные автомобили тоже бывает сменяют своих владельцев. Так хотя теперь на колоритной «Лада Приора» едет начинающий пилот Андрей Ронкович, эта машина все еще несет на своих панелях имена и даже координаты ее предыдущего владельца и пилота – Сергея Россохи, «в миру» являющегося нотариусом.

  Также интересно и где-то даже парадоксально, что команду «Audi Центр Киев Юг» на трассе много лет представляют вовсе не «четыре кольца», а «Фиеста» и «Калина». Причем в этот раз обе «умудрились» подвести своих пилотов!
  В реалии Владимир Дрогомирецкий успел до 2022-го года опробовать Audi TT. Причем речь идет о машине собственной постройки – исключительно силами украинского автосалона. Тогда как Вадим Конончук не успел до конца подготовить свою «ТТ-шку» и она вот уже три года ждет свой очереди.

  Традиционное празднование «Дня Автомобилиста» на Автодроме «Чайка», особенно в последние годы, это не только праздник скорости и сопутствующие ему гонки. Еще, а где-то даже важнее оных, это чествование ветеранов автоспорта. В свое время для них даже проводились свои отдельные соревновательные заезды!
  Пусть в этот раз все было в разы скромнее, а самих ветеранов с каждым годом становится все меньше. Тем не менее, болельщики могли заметить в паддоке таких без всякого преувеличения легенд еще советского, а потом и украинского автоспорта, как Александр Медведченко и Алексей Варавин.
  Также на «Чайку» приехали Анатолий Родивилов и Юрий Бомбардеров, чьи имена были на слуху болельщиков многие годы. Равно как среди зрителей вновь был, кажется не стареющий и ни разу не выглядящий на свои 84, Виктор Поваров. (Первое фото по центру).
  Тот самый, под руководством которого команда «КРаЗ» выступала на кольцевом седельном тягаче собственной постройки. Кстати, тестировался гоночный трак именно тут, на «Чайке», а управлял им неизменно и исключительно тоже уже упомянутый Медведченко.

   И хотя в этот раз заездов для ветеранов не проводилось, Юрий Бомбардеров все же «улучил момент»» и «прохватил» по «Чайке» на своей «классике» в рамках утренней тренировки, открывавшей день.
  Причем речь идет не просто об скрупулезно отреставрированном «ВАЗе», а именно полной спортивной подготовке. Более того, вместе с Поваровым Юрий до сих пор выступают на этой машине в ралли 2-й категории, причем на европейском уровне, включая легендарное «Ралли Монте-Карло»!

  Кто-кто, а Леонид Протасов на УТС выступал в роли настоящего «человека-оркестра». Мало того, что он сам в качестве пилота ехал на своем заряженном «БМВ». Собственно именно Леонид выступал еще и в роли организатора этого УТС. Плюс он являлся наставником Станислава Иванюка.
  Интересно, что для Станислава это, пусть и не полноценное соревнование, стало абсолютным дебютом в автоспорте – его предыдущий опыт исключительно сим-рейсинг. А то, с какими эмоциями и страстью ветеран пытался донести до своего протеже информацию, не передать фотографиями…

… более того, на утренней тренировке Леонид занял место вовсе не за рулем своего «баварца», а правое «инструкторское» сиденье в «БМВ» Иванюка, буквально на трассе продолжая «учебный процесс».

  Жаль, но примеру Протасова последние годы не следует Владимир Апостолюк. В прошлом один из самых титулованных украинских картингистов, а потом и один из главных фаворитов «большого кольца» и неоднократным Чемпионом Украины, он окончательно сконцентрировался на роли инструктора по контр-аварийному вождению (включая и на таких «электричках» от «Ниссан»), а также тренирует начинающих пилотов.
  И это действительно жаль, ведь не только возраст Владимира несравним с годами Протасова. Именно «Апостол» стал один из тех немногих, кто мог составить реальную конкуренцию на трассе все тому же Юнашеву, имея на своей стороне не меньше болельщиков, чем сам «Юнга». Увы, но все это уже в прошлом.

  Равно как не выступал, но все же приехал на Автодром «Чайка» еще один многократный Чемпион Украины по кольцевым гонкам, причем становившийся таковым одновременно сразу в двух классах, Андрей Евтушенко. Но, причина его преждевременного «ухода на пенсию» из автоспорта очевидна даже из этого фото.
  Трое маленьких детей требуют внимание папы. И это по-своему заслуживает уважения – ведь отказаться от страсти всей своей жизни ради семьи и детей – это тоже по-своему смелый и мужской поступок!...

… а вот у Вадима Конончука двое сыновей уже выросли, так что он может позволить себе продолжать карьеру автогонщика, взяв большой перерыв «на семью» после картинга.
  Теперь, после очевидного трехлетнего перерыва, 4-кратный Чемпион Украины по кольцевым гонкам, причем заработавший все свои титулы подряд, очень хотел наконец-то вновь почувствовать адреналин настоящей гоночной трассы. И, по крайней мере отчасти, в этот «День Автомобилиста» у Вадима это вышло.

  А кто-то из пилотов передает свой гоночный опыт буквально по наследству. Имя Виктора Холявко в 90-е-начале 00-х знали многие украинские болельщики. Он не без успеха выступал сначала на формуле, а затем пересел на «кузов».
  Теперь в автоспорте эту фамилию представляет сын Виктора – Руслан. И, судя по крайне мере по прошедшему УТС, наследник уже начинает превосходить отца по скорости, по крайней мере, если судить субъективно.

  Самое интересное, что, несмотря на ограниченный опыт Руслана Холявко в автоспорте, в рамках УТС именно он можно сказать единственным в пелотоне выступал в роли настоящего профессионального пилота! В плане того, что Руслан был единственным, кто ехал не привычно для украинского автоспорта «сам за себя», а представлял команду, а именно S-Drive.
  Ее основатель и бессменный руководитель Андрей Бондарь (справа) доверил одну из своих «заряженных» «восьмерок» именно этому молодому пилоту. И это при том, что в рамках УТС не велось никакого не то что командного, даже личного зачета! Вместе с Андреем на фото его приятель Константин Денисов, сменивший на «большом кольце» два колеса на четыре.

  Отрадно было и то, что в рамках УТС решили «тряхнуть стариной» некоторые из пилотов-кольцевиков, которых болельщики не видели на трассе по 10, а то и больше лет! К ним относился Георгий «Юра» Ильин, а также возмужавший Павел Таран.
  Если первый у многих может ассоциироваться с бабочкой на его машине - рекламным логотипом типографии, то Павла многие могут помнить еще совсем юнцом, бросающим вызов многим мэтрам «кольца». Последние годы Таран также сконцентрировался на семье и … карьере теперь уже своего сына в картинге. По иронии, заезды УТС для обоих прошли как некая реминисценция их гоночных карьер.
  Ильин без особых происшествий (если не считать разворота на масле «от Юнашева»), спокойно провел оба заезда во второй половине пелотона «ВАЗов». А вот Павел, после результативного первого заезда, как и в юности, во втором оказался в эпицентре спортивных баталий. Увы, но в этот раз он стал невинной жертвой атаки со стороны даже не прямого соперника, потеряв на этом еще и уверенное лидерство в своем классе!

  В действительности добрая половина пелотона представляла собой новичков для «кольца», а то и вовсе являлись абсолютными дебютантами автоспорта! Так, пусть и не полноценной гонкой, этот УТС стал первым в жизни кольцевым опытом для Алексея Бершова и для Бартломея Козьола.
   За спиной Алексея, буквально выросшего в паддоке, но автокроссовом, немалое количество стартов в ралли, включаю призовые месте и по итогам года. По национальности Бартломей поляк, однако он уже много лет проживает и работает в Украине, равно как представляет именно эту страну и в автоспорте.
  Пока что Козьол только набирается опыта. Но нужно сказать, что множество его разворотов в этот день (как минимум шесть) были вызваны вовсе не отсутствием оного, а скорее с проблемами в тормозной системе его «Рено Меган». Плюс не обошлось без «лужи» от Юнашева.

  Будь ты «матерый» пилот и многократный Чемпион Украины по кольцевым гонкам как Сергей Юнашев, или дебютироваший на «кольце» Андрей Сапужак – все обязаны присутствовать на традиционном утреннем Брифинге. Кстати, Андрея, за плечами которого успешная карьера пиота-трековика, с победами и призовыми местами по итогам года, мы отметили не спроста.
  Именно он вместе со своим отцом много лет, начиная с 90-х и вплоть до 10-х, выполнял роль хронометриста на «кольце». Теперь же Андрей стал первым представителем города Льва (в реалии названного так вовсе не в честь животного, а сына Короля Руси Даниила Галицкого - основателя Львова) на «кольце» за более чем два десятилетия!

  Ну а вел Брифинг тот самый «человек-оркестр» по-украински – Леонид Протасов. Напомним, что его главным «титулом» и одновременно обязанностью в украинском автоспорте по-прежнему является Глава Кольцевого Комитета ФАУ.
  А сам Брифинг Протасов зачастую ведет не менее эмоционально, чем передает знания молодому поколению. Но, это и не удивительно. Ведь если добрая половина участников УТС являлись дебютантами или новичками, в этот день Протасов по сути являлся никем иным, как наставником для всех них.

  Естественно, еще до Брифинг для участников, аналогичный проводится и для маршалов. В этот раз, с учетом праздничной обстановки он даже венчался фото «на згадку»! Правда, судя по заездам, как самими пилотам, так и маршалам, еще нужны брифинги и брифинги - одни боролись на трассе под «желтыми», другие не замечали этого.
  И, что совсем нехорошо, судя из увиденного и общения, – первые не знали, что означает красно-желтый флаг, а другие не знали, когда его следует показывать.
 Будь это реальные соревнования – все эти факты были бы просто недопустимы! Но, на то он и был УТС, дабы получать и закреплять знания. Главное, чтобы все «работы над ошибками» реально проводились впоследствии.

  Ну а пока участники готовились к заездам, их «обладунки» привычно терпеливо ждали выполнения своей роли. Интересно, что некоторые украинские пилоты начали наносить свои имена на шлемы – тенденция, которая раньше не была распространена...

… и не важно, что это был всего УТС – без соответствующего обмундирования, и не только комбинезона и шлема, и включая и перчатки и огнеупорную «балаклаву» строгие «судьи выпуска» не допустили бы на трассу никого.

  Не обошлось в чайкинском паддоке и без привычного авто- или около- спортивного юмора. Как тот же «Лексус» кого-то из судейства, который, похоже, хочет сменить свои японские корни на немецкое гражданство?)))
  Это уже не говоря о наборе по-своему кричащих и оригинальных наклеек «а ля наскар», включая … MILF Crew?!))))) Но судя по всему, речь идет о другой аббревиатуре, где «М» означает Маями… или нет?))))

  Но в этот раз в кольцевом паддоке был отмечен и юмор «в духе времени». И это тоже правильно, так как даже в самые сложные времена, будь то для отдельного человека, или для всей нации, именно юмор помогает оставаться «наплаву» и «в себе».

  Да, для большинства «День Автомобилиста» и сопутствующие ему будь то гонки или УТС – это праздник. Но для механиков – он всегда остается работой.

  Хотя кто сказал, что только для механиков?! Многие украинские кольцевики по-прежнему собственноручно работают над своими автомобилями. В данном случае это два новичка «кольца» - Денис Горковчук и Алексей Бершов.
  Если первый буквально «с головой» ушел в работу, то второй в данный момент занят креплением датчика-транспондера электронной системы хронометража.

  А некоторые пилоты успевали помогать механикам готовить не только свои машины. Причем в данном случае речь идет ни много ни мало о двух многократных Чемпионах Украины по кольцевым гонкам Сергее Юнашеве и Вадиме Конончуке!
  Первый уже привычно помогает обслуживать «восьмерку» Леси Цимбалюк, одновременно являясь и наставником для этой начинающей пилотессы. Вадим также передает свои знания сразу паре молодых пилотов, равно как помогает им и с техникой. В данном случае Виталия Телятникова, тоже имеющего совсем небольшой автоспортивный опыт.

А это и есть тот самый датчик-транспондер электронной системы хронометража, которая добавила немало головной боли всем, особенно судейству в этот день.
  Добрая половина машин так и не была «захвачена» системой во время тренировки имитировавшей квалификацию, что привело к стартовому полю «от руки».
  Да и потом, дабы определить «стартовку» второго заезда, финиш первого выводился коллегиально, отталкиваясь от записей вашего покорного слуги и видео момента пересечения пилотами под финишный флаг. 


  А вот это совершенно новая и весьма оригинальная процедура, которая наверняка станет традицией. Перед имитировавшим гонку первым заездом ма ршалы приветствовали участников новым патриотичным салютом, для чего использовали два самых применяемых в автоспорте флага.

  А это и есть те две самые покрышки, которые во многом предопределили исход первого заезда. Не «размотайся» и не перебей проводку стандартная «резина» на «Калине» Вадима Конончука, он наверняка бы вмешался в спор за право быть «лучшим среди остальных».
  И именно спортивный «слик» «Фабии» Алексея Бершова поставил окончательную точку в споре за этот пусть и совершенно негласный, но титул данного УТС! Предательски спустив, причем буквально за два порота до финиша всего заезда (!), «резина» вернула лидерство Руслану Холявко.

  Мало того, что что взорвавшийся мотор «восьмерки» Сергея Юнашева оставил масляный след во втором повороте. Так сразу после финиша тот самый Денисов решил «по-наскаровски» дотолкать машину «Юнги» своим передним бампером в его задний. Им это удалось. Но как результат – разлитое масло теперь уже по доброй половине трассы!
  Однако время, потраченное маршалами на последующее устранение этих «мокрых дел», что потребовало цемент и немало работы метлами, означало и дополнительное время для ремонта участникам между заездами. Ведь изначально перерыв между ними был запланирован совсем мизерным.
  Так что у того же Конончука хватило времени дабы восстановить перебитую размотавшей покрышкой проводку и его «Калина», пусть и с последнего ряда, но была готова к новому старту. Рядом с Вадимом стоял и его подопечный Андрея Ронкович.
  Его «Приора» между заездами также нуждалась в ремонте – в данном случае задней правой колесной арки, получившей увесистый удар в первом заезде от Сергея Муляра. Это в итоге привело к сходу и, что интересно, тоже по вине покрышки, но в данном случае протертой до дыры этой самой вогнутой аркой.

  После второго заезда теперь уже и «Калина» Конончука несла на себе следы от неудачной атаки со стороны все того же Муляра. В данном случае пришедшейся в задний бампер, причем фактически со 100%-м перекрытием!
  Суммарно за два заезда Сергей поучаствовал в четырех случаях контактной борьбы. Более того, три из них, включая Телятникова на первом круге второго заезда, привели к аварийным ситуациям с разворотами соперников. И лишь одна из них, и то благодаря опыту Конончука, не стоила «тотала» его «Калины»...

  Что характерно, после финиша Муляр так не перед кем из своих соперников и не извинился. И лишь после немалого скандала, за Сергея это сделал его наставник Андрей Бондарь.
  По иронии, и к самому Коночуку после второго заезда тоже была «претензия», а его «Калина» несла красноречивое повреждение переднего бампера. В данном случае речь шла о совершенно неумышленном контакте в момент старта с «Рено Меган» Горковчука.
  В отличие от дебютанта «кольца», не успел он съехать с трассы, Вадим тут же принес свои извинения ровненчанину. Благо и повреждения «француза» оказались даже куда меньше, чем на машине самого «агрессора».

***

  Хочется закончить именно в этом контексте. Несмотря на некоторые эмоции и не самые красивые моменты уже после заездов, можно отметить, что для «кольца» контактная борьба является его неотъемлемой частью. Где-то больше, а где-то меньше. Но во многом, именно она и привлекает тысячи и тысячи болельщиков будь то на трибуны, либо к экранам телевизоров.
  А в том же «НАСКАРе» оная и вовсе узаконена и там даже совершенно официально имеется термин «самополиции». Это когда пилотам судейство вполне официально разрешает пилотам буквально мстить своим обидчикам прямо на трассе! Естественно там остаются некоторые табу.
  К примеру не бить в правый задний угол, тем самым отправляя в стену машину. (Речь идет об овалах, где все поворачивают налево.) Или намеренные контакты под теми же «желтыми», на пит-лейне или в паддоке. За такое и в «НАСКАР» следуют немедленные многотысячные штрафы и дисквалификации.
  Однако нельзя не сказать, что, будучи полностью частной гоночной серией, «НАСКАР» не имеет никакого отношения к FIA, никак не подчиняясь Международном спортивному кодексу. Украинское «кольцо» проходит под эгидой FIA и тут, как и в Европе, никакой речи о «мести на трассе» идти не может.
  Но в данном случае все те контакты, что произошли на трассе не имели никакого злого умысла и являлись исключительно ошибками, причем не только со стороны дебютанта! Но на то он и был УТС, а не официальные соревнования. Дабы учиться, в том числе и правильно обгонять. Теперь важно, чтобы эта самая «работа над ошибками» была проведена и возымела в итоге свои действия. Как говориться – поживем увидим.
  Самое главное, чтобы эти темные времена для нашей страны наконец-то закончились. Ну а пока что, пусть и не в статусе Чемпионата Украины, что было бы несправедливо, но, возможно, и автоспортивные соревнования получат свое право на существование.
Ведь проведение соревнований было официально разрешено в Украине на государственном уровне еще с 2022-го года. И они, включая тоже мотоциклетное «кольцо», дарят пусть и небольшие, но светлые моменты в это темное время.
  Более того, любые соревнования напоминают собой о той самой свободе, за которую Украина сражается вот уже не три, а более 10 лет! Будем все же надеяться, что уже «День Автомобилиста-2025» будет отмечен не УТС, а полноценными кольцевыми конками на Автодроме «Чайка», которые пройдут под абсолютно мирным небом!... Все будет Украина!...
Вячеслав Щербина специально для участников и их болельщиков
Фото автора