После перерыва ровно в три года на Автодроме «Чайка» был отпразднован «День автомобилиста». Эта традиция уходит своими корнями на
почти полувековую глубину! Практически без перерыва в этот праздник проводилась кольцевая гонка с кубковым статусом - будь то
«Кубок Украины», «Кубок Чайки» или «Кубок ТСО Украины». 

  В этот раз как таковых официальных соревнований было решено не проводить. Вместо них прошли тоже официальные. но только
тренировки. Приурочив их ко «Дню Автомобилиста», тем самым организаторы поимо собственно спортивного аспекта, постарались подарить
хоть какой-то праздник в это непростое время всем энтузиастам «кольца» и автоспорта в целом. Благо, погода в этот день оказалась
даже не по-осеннему, а почти по-летнему теплой. Равно как тренировки за весь день не были «потревожены» сиренами воздушной
тревоги, которые, увы, уже стали нормой для украинцев…Тут нужно пояснить, что Учебно-тренировочные сборы (сокрушённо – УТС) действительно не являются соревнованием и это строго
регламентируется правилами.
 В частности автомобили участников не делились на классы и, главное, хотя были проведены две тренировки по 10 кругов каждая,
имитировавшие собой соревновательные заезды, победители и призеры в них не определялись. Тем более в конце дня не проводилось
совершенно никакой церемонии награждения.  Тем не менее, это не мешает нам внести некую ясность в происходившее. Равно как и назвать тех, кто пусть и не победил, и нигде в
официальных анналах украинского автоспорта не будет отмечен, тем не менее - финишировал в этих тренировочных заездах первым, равно
как и вторым и третьим…
  Нельзя не сказать, что официальные УТС проводились на Автодроме «Чайка» и в прошлом году, однако тогда они были совсем не
многочисленными - по 5-6 машин - и проводились в ином формате. В этот же раз явно сказался и «простой» в три года и собственно
сама дата, так грамотно выбранная организатором. Так что в итоге в этих можно сказать праздничных тренировках приняли участие 22
автоспортсмена!  Пелотон, которому могли бы позавидовать большинство кольцевых гонок проводившихся до начала «большой войны»…
Среди участников оказалось несколько ветеранов кольцевых гонок, включая Леонида Протасова, Олега Скуза и 4-хратного Чемпион
Украины по кольцевым гонкам последних лет Вадима Конончука. (Напомним, что все свои титулы он к тому же заработал подряд!)Компанию этим можно сказать мэтрам составили пара пилотов, которые не стартовали на «кольце» более 10 лет (!) – Георгий Ильин и
Павел Таран.
  Вместе с этим, что особенно отрадно, пелотон наполнили сразу несколько новичков, включая абсолютных дебютантов не только «кольца»,
но и автоспорта в целом!   Более того, на Автодром «Чайка» в этот день высадился целый десант пилотов с западной части Украины. Он состоял сразу из трех
пилотов ровненчан, включая даже одного поляка!Все они - Денис Горковчук, Дмитрий Семенюк и Бартоломей Козьол, - выступали на 2-хлитровых «Рено» и «Гольфе» и ранее имели совсем
небольшой опыт либо трековых, либо горных гонок и слалома. Еще одним гостем на "Чайке" стал Андрей Сапужак со Львова. Однако в
его случае стоит отметить предыдущий опыт.  Хотя для львовянина это тоже был абсолютный дебют в «кольце», в отличие от ровненчан, за плечами Сапужака несколько лет в треке
включая победы и призовые места по итогам года…
  Более того, для Ильи Громова, Сергея Муляра, Валентина Светличного и Станислава Иванюка этот УТС стал абсолютным дебютом не
только в «кольце», но и в автоспорте в целом!Так что всем им именно тренировки, а не официальные соревнования, как говорится «сам доктор…».
   Нужно сказать, что отчасти повторение знаний или получение новых не помешало и маршалам и самому судейству с «хронометражем» -
очевидно, что "простой" в несколько лет без регулярных соревнований сказался и на всех них...К примеру, по завершению имитировавшей квалификацию тренировки оказалось, что у доброй половины участников не сработали датчики
хронометража!
  Так что стартовое поле первого заезда создавалось, что называется, «на коленке». Снова - иди речь об официальном соревновании,
такой фактор означал бы его полное фиаско не успев оно начаться! В данном же случае речь шла исключительно о тренировках, так что
никакой драмы или проблем....   Тем не менее, мы не можем не отметить, что из той дюжины пилотов, кого хронометраж все таки «захватил», быстрейшим оказался еще
один Чемпион Украины - Владимир Дрогомирецкий, в этот раз выехавший на своей старой «Форд Фиеста», а не "Ауди ТТ". Его лучшее
время составило – 1 мин 28,658 с. Сразу за Владимиром расположился его напарник Вадим Конончук
  Со своими 1 мин 32,244 с второй пилот «Audi Центр Киев Юг» возглавив ряды тех пилотов, кто выступал в младшем классе.Речь идет о 1,6-литровой «вазовской» технике, которой пока что остается с избытком в украинском автоспорте. Всего таковых
насчиталась ровно дюжина машин. (Снова, напомним, что никакого разделения участников на классы или зачеты в рамках УТС не было -
мы его подводим исключительно на наш "рассудок").
  Вторым среди «младшеклассников», уступив Конончуку ровно секунду, и третьим «в общем» стал Александр Кузьменко, также ехавший на
«Калине».Вторым в условном более старшем классе оказался Павел Таран. При этом он показал только 7-е время, уступив сразу нескольким
«младшеклассникам».
  Но тут нельзя не отметить, что Павел не выступал ни в «кольце», ни в автоспорте в целом более 10 лет! Да и выезд на более мощной
«Форд Фиеста», равно как и выступление на спортивном «слике» для него были первыми в жизни…Тем не мене, позади Павла осталось несколько его «прямых» соперников, к тому же выступавших и на равной или даже несколько более
мощной технике….
  Нельзя не сказать и о том, что время пилота, выехавшего на самом мощном в этот день 3-литровом кольцевом «БМВ», так и осталось
неизвестным все по вине того же "сбойнувшего" хронометража.  Так что его пилот - Леонид Протасов (и он же "по совместительству" организатор данного УТС и глава Кольцевого комитета ФАУ) -
занял второе "стартовое" место рядом с Дрогомирецким. И уже сам старт первого тренировочного заезда выдался не только зрелищным,
но и одновременно бросившим свой вызов участникам.
  Так ветеран, начавший свой путь в автоспорте в далекие времена «союза», замешкался и «не попал в передачу». Тем самым, его мощный
"баварец" опустился разом с 2-го места на 7-е.

https://www.youtube.com/watch?v=yjQNC8GePJU

 Тем не менее, эта досадная оплошность не помешала Протасову впоследствии методично и без труда расправился со всеми
«младшеклассниками» и «быть таковым». Что, в общем-то, и понятно.
  Ни у данной машины в этот день не было соперниц, ни у опыта Леонида. А последний можно прировнять чуть ли не к общей сумме времени
на «кольце» всех, кто в этот день делил с ним трассу… Забегая вперед, во втором заезде Протасов не стартовал, но это и не имело большого значения. Ведь самое главное и интересноезрелище, если не сказать украшение этого "Дня Автомобилиста" по-кольцевому, развернулось позади Леонида и его "БМВ"! Можно
сказать, что речь шла о борьбе за право быть «лучшим среди остальных». Поначалу им уверенно являлся Сергей Юнашев.
Именно он вырвался со старта в лидеры и это несмотря на то, что киевлянин ехал на скромной 8-клапанной «восьмерке»!Правда у нее и ее пилота имелся небольшой секрет – обувка в виде «полуслика», дававшая определенное преимущество перед остальными
«одноклассниками».
  Причем «Юнга» настолько оторвался в дебюте заезда, что даже Протасов на своем в разы более мощном «баварце» смог догнать и
обогнать Сергея только ближе к середине заезда! Но, тут случается непредвиденное и имевшее немалые последствия буквально для всех
остальных!  В начале 6-го круга на "восьмерке" Юнашева зрелищно взрывается мотор и он кладет масло в первом правом повороте, буквально
«подливая лужу» остающимся в строю пилотам, которая в итоге сыграет свою немалую роль. Позади в более старшем классе тоже
наблюдался чуть ли не «падеж» участников!
  Тот же Владимир Дрогомирецкий "не находит" вторую передачу прямо на старте. Благо остальные участники смогли объехать на разгоне
на стартовой прямой медленно двигающуюся «Фиесту» №74, которая окончательно замерла с отказавшей КПП сразу после первого поворота
трассы. Более того, почти аналогично Протасову на старте замешкался и Алексей Бершов, стартовавший «дэ юре» вторым в этом более
мощном классе.

https://www.youtube.com/shorts/TgVixMCach8

  Так что несколько пилотам на «ВАЗах» также, как и «Фиесту» Дрогомирецкого и «»БМВ» Протасова, довелось опережать «Шкоду Фабия» с
обоих сторон. Что ту говорить, - такую тренировку старта не симитируешь искусственно, даже если очень сильно постараться!...
Тем самым в лидеры более старшего класса выходит Павел Таран, напомним, впервые в жизни выехавший на мощной «Фиесте».Однако вскоре, вторя Протасову, Бершов «возвращает должек» большинству опередивших его «младшеклассникам» и догоняет своего
прямого соперника.
  Алексей проходит Тарана, к которому тут же приближается и Олег Скуз, выступавший на аналогичной «Фиесте».Увы, но до борьбы за второе место в этом классе так и не дошло, так как и машина Олега замирает на стартовой прямой, причем сразу
с целым «набором» технических отказов…
  С этого момента в обоих неофициальных зачетах борьба за первое место прекратилась. (Использовать слово «победа» мы не имеем право
согласно все тех же правил УТС). Зато вместо этого как раз почти одновременно со сходом Юнашева на трассе развернулась зрелищная и
напряженная дуэль за то самое звание «лучшего среди остальных»!   В ней сошлись унаследовавший лидерство среди «ВАЗов» Руслан Холявко, который опередил на старте Вадима Конончука и тот самый
Бершов на своей «Фабии». При этом как раз "младшеклассник" ехал впереди!
  Тут нельзя не отметить, что обе машины оснащены 1,6-литровыми моторами и 16-клапанный на «восьмерке» Руслана можно сказать не
сильно уступал в мощности 8-клапанному «чеху».Вместе с тем «Фабия» была обута в спортивный "слик", что однозначно давало преимуществ ее пилоту.
   Относительно легко пройдя остальных «младшеклассников», Бершов аккурат к середине заезда нагнал Холявко, после чего между ними
развернулась настоящая спортивная дуэль. И велась продолжалась буквально всю оставшуюся половину заезда!   Бершов не раз выходил на дистанцию атаки, и один раз даже смог было опередить своего соперника в последнем повороте трассы.
Однако на длинной стартовой прямой Холявко возвращает себе лидерство. Будь это официальное соревнование, их борьба не имела бы
абсолютно никакого значения ввиду разницы классов техники. Однако в этот раз речь шла исключительно о тренировке и …. наверное,
принципе?... Как бы не рассуждать, главное это было зрелищно, красиво, напряженно и непредсказуемо!    В начале предпоследнего круга Руслан поскальзывается на пролитом масле "из под" Юнашева и Бершов пользуется этим. Тем не менее,
Холявко не сдается и они проходят несколько следующих поворотов буквально бок-о-бок!
   К концу этого круга Руслан окончательно, что называется, «захлопывает калитку» перед своим соперником в так называемом
"Картиноговом повороте". Но, не надолго!Пользуясь «круговым» в последнем повороте предпоследнего круга Алексей вновь опережает неуступчивого соперника .... чтобы на
стартовой прямой снова уступить ему!!!
   Однако спустя всего два поворота спустя Холявко вновь выносит на наружу, причем в этот раз намного сильнее, на масле в первом
правом повороте.И уже в этот раз Бершов выходит вперед. Но, снова не надолго!
   Какого же было разочарование Алексея, когда спустя еще два поворота, все в том же «Картинговом», на его «Фабии» спускает передняя
покрышка! И всего за два поворота до финиша всего заезда Бершов вновь вынужденно пропускает соперника вперед! Тем самым Холявко
финиширует вторым позади Протасова в целом и первым в самом младшем из совершенно неофициальных в этот день классах.Бершов же все же дотягивает до финиша, причем уже со спускающей и второй передней покрышкой!
   Тем не менее, не смотря на предательски не выдержавшие заданного их пилотом темпа «слики», Алексей становится не только третьим в
"общем" зачете (снова - совершенно не официальном), но и первым среди более старшего класса - настолько велик был его отрыв от
остальных «одноклассников»!…Вторым среди них становится Павел Таран, а третьим Дмитрий Семенюк.
   При этом напомним, что для ровненчанина, имеющего совсем небольшой опыт в автоспорте, это и вовсе был первый в жизни выезд на
"кольцо"!...   В самом младшем классе неофициальными призерами первого тренировочного заезда данного УТС становятся Александр Кузьменко и Илья
Громов, для которых он в общем-то прошел совершенно спокойно, без каких либо острых противостояний, борьбы или интриги.   Но и тут нельзя не отметить, что если за плечами Александра имеется немало стартов в «кольце», то для Громова этот выезд стал
абсолютным дебютом не только в данной дисциплине, а и в автоспорте в целом!Однако это не означает, что в этом заезде больше не было борьбы - напротив! Просто развернулась она позади «призовых» мест. Более
того, в отличии от противостояний лидеров обоих классов, в ней не обошлось без столкновений!
   Но об этом, равно как и о втором заезде, в котором также произошло свое, причем довольно резонансное столкновение, во второй части
нашего рассказа о праздновании «Дня Автомобилиста-2024» по-кольцевому…Но, дабы ожидание не было слишком томительным, пока что его можно заполнить по-настоящемуу - по-кольцевому!
А именно ощутив себя практически за рулем, причем ни какой-то машины, а именно «Шкоды Фабии» Алексея Бершова, буквально пройдя
вместе с ним весь этот заезд от старта до финиша, включая ту самую зрелищную дуэль с Русланом Холявко!... Enjoy)))

https://www.youtube.com/watch?v=yrAuYTyZ9EY

Вячеслав Щербина специально для участников и их болельщиков

Фото автора