4-й этап Чемпионата Украины по картингу снова принимал полтавский картодром «Лтава». И, как почти все предыдущие раунды в этом году, он вновь оказался наполнен борьбой и вновь главным образом в детских и подростковых классах.
После Каменского, второй раз в этом году этап Чемпионата Украины по картингу принимала Полтава. Как и 3-й раунд, он собрал почти 50 участников, которые оспаривали наборы наград в шести классах. В каждом из них помимо тренировок и квалификации этап состоял из четырех совершенно равноценных «Финалов» - по два в день.
Итог этапа определялся по сумме очков, набранных во всех четырех из них. Что, как мы уже не раз писали, не оставляет права на ошибку.

И если потеря одного-двух мест в одном из заездов еще может быть компенсирована, то сход хотя бы в одном из «Финалов» по сути ставит крест не только на вершине подиума, но и в принципе на призовом месте! И, это вновь было продемонстрировано в этот раз, о чем ниже.
Отрадно то, что вновь, как и на всех предыдущих этапах, самыми массовыми оказались детские классы. Причем наполнены они были и количественно, - так сказать, - качественно.

Вместе с тем явно ощущалось и приближение окончания картингового сезона. Эти факторы привели к немалому количеству настоящих спортивных сражений на трассе. Порой бескомпромиссных, со столкновениями и даже одному перевороту! Как обычно – обо всем по порядку.
Самый младший класс Comer Micro насчитал восьмерых начинающих картингистов. И уже тут развернулась нешуточная борьба, правда, не за первое место.

Артем Ляшок, пусть и не с «подавляющим преимуществом», но все же лидировал тут. Он уступил первое место лишь в заключительном «Финале», где Артему не удался старт и он закончил этот заезд «только» вторым. Зато позади него оба дня разворачивалась борьба.
Одним из главных «возмутителей спокойствия» тут стал Никита Скуз.

Уже в первом «Финале» он пытается навязать борьбу лидеру, однако сразу пара «моментов» приводят к финишу на последнем месте!
Во втором «Финале» Скуз уже привычно для себя реабилитируется, прорываясь разом на 2-е место, подтверждая его и утром в воскресенье. Однако соперники тоже «не дремали».

В заключительном «Финале» Олег Вишник с Платоном Авраменко отодвигают Скуза на 4-е место. При этом Авраменко удается просто молниеносный старт, после которого он уходит в отрыв.
Эта победа вместе с 2-м и 3-м местами накануне приносят Платону 79 очков и 2-ю ступень подиума.

С тремя третьими местами и 70 баллами третьим на него поднялся Вишник. А вот Скузу до третьей ступени не хватило всего трех баллов.
Напомним, что в этом детском классе награждают абсолютно всех участников. Но, если задуматься, это является скорее не поощрением, а своего рода мотиваций!

Ведь все эти дети, несмотря на свой совсем еще юный возраст, уже прекрасно понимают, что именно означает подиум и места на нем…
Не уступал самому младшему классу и 60 Baby, где детвора может выступать в возрасте от 6 до 9 лет.

Именно он стал самым массовым на этом этапе - 11 участников. И именно тут гонка была отмечена переворотом. Забегая вперед, к счастью, который привел лишь к паре синяков и не более того.
В первых трех «Финалах» тут также имелся свой ярко выраженный лидер в лице Станислава Шутовского.

Однако, как бы еще больше вторя «комеру», и ему не удается старт заключительного «Финала». После чего в борьбе, причем со своим же напарником Максимом Олещуком, у них происходит контакт, который приводит к перевороту и сходу Станислава.

А побеждает в этом заезде Николай Чернышов, которому удался старт, при этом сам этап для него тоже выдался насыщенным.
После 6-го места в первом «Финале», Николай прорывается до 2-го места в следующем и после очередных схваток на трассе становится 3-м утром в воскресенье.

Вместе с победой в заключительном «Финале», Чернышов собирает 76 очков, возглавляя подиум этого класса. При этом преимущество Николая над Шутовским составил всего лишь на один балл!

Третью ступень занял Давид Доманов, собравший 64 очка, тогда как всего 4 до «бронзы» не хватило Эрнесту Митрохину.

Нельзя не сказать, что в этом классе оба дня борьба разворачивалась на всех уровнях и тут буквально каждая позиция имела немалое итоговое значение.

Так актив закончившего этап 5-м Максима Тараненко составил 52 очка.
При этом и он опередил Кирилла Рухлина лишь на один балл…

… которому в свою очередь все тот же один балл уступил Максим Олещук.
И, вы уже могли догадаться, – который в свою очередь опередил на один балл Максима Тарана!...

И тут нельзя не отметить именно последнего.
После схода из-за отказа техники, причем еще до старта первого «Финала», два дня Таран планомерно поднимался, сначала до 6-го места, потом до 4-го, а со сходом двух «протагонистов» в заключительном «Финале» и до 2-го.

Но, после всех этих усилий, Максим закончил этап только 8-м – настолько плотной была борьба и ее результаты в середине пелотона класса 60 Baby!… И настолько «болезнен» оказался тот самый сход по техническим причинам, к чему мы еще вернемся…
Классы 60 Mini (8-13 лет) и ОК-N Junior (12-14 лет) собрали по 10 пилотов и они тоже были наполнены настоящими спортивными сражениями.

Причем в «миниках» в равной степени за победу боролся сразу целый квартет пилотов!
Однако среди них все же выделялся один из них, а именно Устим Децик.

Он уступил лидирующую позицию только в первом «Финале», после чего выходит победителем в трех остальных, набрав почти идеальные 95 балла. Правда, в этом ему можно сказать «помогли» сами соперники.
Тут не на шутку сошлись Дмитрий Легкобыт, Иван Луговский и Аким Скуба.

Именно Легкобыт побеждает в первом «Финале», а потом становится вторым. Однако в воскресенье его соперники активизируются и тут тоже не обходится без столкновения.
В третьем «Финале» Дмитрий только 8-й, после чего он прорывается до 4-го места в заключительном заезде.

В итоге на чету Легкобыта оказывается 72 очка и именно он становится «серебряным» призёром этого класса.
При этом Дмитрий опережает Луговского лишь на один балл, на счету которого оказалось одно третье и два вторых места.

После двух третьих мест с 66 очками Аким Скуба оказывается «лучшим среди остальных», в свою очередь опередив на 6 очков Киру Майстренко.

А вот в классе ОК-N Junior борьба, причем именно за победу, велась даже не в трио или квартете пилотов, а целом квинтете!
Некой кульминацией этой самой настоящей полтавской картинговой битвы стал третий «Финал» этого класса.

После него судейство даже провело дополнительную «воспитательную работу» с особенно «активными» из пилотов!...
Хотя в субботу в обоих «Финалах» выиграла Ева Авдеева, это у нее вышло скорее благодаря тому, что ее соперники были «слишком заняты» друг другом.

В ней сошлись Захар Слипченко, Илья Газа, Егор Кейдун и Святослав Онищенко.
В воскресенье все они активизировались еще больше и уже с самого утра «затолкали» Еву с первого места разом аж на 6-е!

В лидеры же выходит Кейдун, тогда как его временами просто неистово атакует Онищенко, которого в свою очередь «активно беспокоит» Газа.
В итоге после нескольких «обменов любезностями» это противостояние все-таки заканчивается столкновением, после которого лидирующий дуэт «покидает трассу»! При этом и Кейдун не остается «в стороне».

Судейство «выписывает» 5-секундные штрафы Егору и Святославу, тогда как Илье повезло, и он «отделался» только предупреждением…
В итоге из всех эти сражений первым «сухим из воды» выходит Слипченко, а Ева финиширует второй.

После «воспитательной работы» решающий «Финал» дарит очередную, но в этот раз уже более «чистую» борьбу.
И тут снова лучшим становится Слипченко, тогда как Святослав Онищенко совершает настоящий прорыв, поднявшись с 7-го места на 2-е!

Кейдун в заключительном «Финале» финиширует 3-м, опережая Авдееву и Газу. Настает момент спортивной арифметики. И ее результат тут оказался не столь тривиальным.
Благодаря двум субботним победам, Авдеева собрала 86 очков, которые позволили именно ей возглавить подиум класса ОК-N Junior.

Хотя в субботу он был только 4-м и 7-м, две воскресные «виктории» принесли Захару Слипченко 78 очков и с ними второе место подиума.
С двумя вторыми местами и 68 баллами третьим на него поднялся Святослав Онищенко.

Всего двух баллов до подиума не хватило Газе, и шести Кейдуну.
Самое интересное, что позади этого квинтета оба дня также велась своя борьба, так сказать, - во втором эшелоне. И тут также было немало обгонов и своих страстей.

Лучшим по итогу тут стал Вадим Онищенко, не имеющий со Святославом никаких родственных связей.
С 49 очками он закончил этап 6-м, тогда как позади него сразу два участника заработали «на финише» по 37 очков.

Самое интересное, что это две девочки - Ева Горбачева и Злата Скуз.
Первая имеет немалый опыт выступления в «Ротаксе», тогда как вторая только перешла в этот старший и куда более мощный класс, начав выступать в нем только со 2-го этапа.

Причем у обеих было по одному сходу, которые не могли не повлиять на их итоговый результат. Более того, в случае со Златой после столкновения с одним из соперников, его карт буквально проехал ей по спине! К счастью, и тут все обошлось...

Два старших класса ОК и KZ-2 (где можно выступать с 14 и 15 лет соответственно) стали самыми малочисленными в этом году – 4 и 5 участников. Причем в ОК стартовал лишь квартет, что означало понижающий коэффициент, на который перемножались заработанные ими очки.
И тут вновь, как и на всех предыдущих этапах, не нашлось равных Марии Кравченко.

Во всех четырех «Финалах» она вновь просто уезжала от своих соперников, став единственной на том этапе, кто смог заработать 100%-й результат. Правда в этом случае он означал 4 раза по 20 очков, а не привычные 100...
Позади Марии тоже так сказать на своем отдельном уровне во всех четырех «Финалах» ехал Тимур Гариян.

Однако утром в воскресенье, как и на 2-м этапе, у него вновь возникают проблемы с техникой, которые приводят к сходу.
За спиной Тимура оба дня периодически сходились в своей «междоусобной» борьбе два напарника - Святослав Денисов и Андрей Усенко.

Верх в этом спортивном дуэте одержал несравнимо более опытный Денисов, который, напомним, раннее много лет выступал на «большом кольце».
«На бумаге» именно Святослав с Андреем, собрав соответственно 59,2 и 52,8 очков (к таким странным цифрам приводят понижающие коэффициенты), становятся вторым и третьим в этом классе.

Тогда как «благодаря» очередному сходу из-за предательского отказа техники, несмотря на три вторых места, актив Гарияна составил только 48 очко. А с ними как итог только последнее 4-е место.
Это и есть та самая не идеальность данной системы с четырьмя равноценными «Финалами».

Тем не менее, с учетом того, что Денисов с Усенко одновременно выступают и в подзачете «+30», их награждали отдельно, равно как и Тимура с Марией…
Напомним, что и на прошлой «Полтаве» с тремя третьими местами и одним сходом Гариян тоже оказался последним - 5-м. Но и тогда награждение также провели раздельно. И тут нельзя не остановиться на неизбежном.

После следующего этапа, который станет заключительным, наступит момент определения итогов всего года и эти места на подиуме с кубками не будут иметь абсолютно никакого значения!
При подведении итогов года в актив пилотов пойдут не эти «призовые места», а тем самые очки, собранные с учетом сходов. Правда имеется и одна отрада в этой ситуации.

Ведь совсем недавно было принято решение, что итог Чемпионата Украины по картингу будет определяться не по «чистой» сумме, а все же с отбрасыванием одного худшего этапа. Правда, для Марии, судя по всему, «худшей» станет победа!...
К этой теме мы неминуемо вернемся в будущем. Но тут хочется закончить мысль «от автора» о другом. Возможно, пришло время задуматься и о куда более справедливой формуле «4 минус 1» и в рамках самих этапов, которая все же учитывала бы «фактор случайности»…
Самый старший (и мощный) класс KZ-2 собрал необходимый минимум в пять участников, что означало полные очки в копилки пилотов. И тут вновь, как и этапом ранее, в довольно непримиримой борьбе сошлись Александр Дерюга с Владиславом Иванченко.
И, можно сказать, что в этот раз Дерюга реваншировался за Каменское.

Не без борьбы, но именно он выиграв в первых трех «Финалах». В последнем Александр уже не особо сопротивлялся своему визави, закончив его 2-м.

Набрав 95 балла, Дерюга уверенно возглавил подиум этого класса.
Третьим на него поднялся Михаил Свичкарь, как и на предыдущем этапе, во всех четырех «Финалах» неизменно финишировавший на этом же третьем месте…

Увы, но нельзя не отметить, что победитель «Полтавы-1» Владислав Осинный и в этот раз пропустил гонку, причем по довольно неприятной причине.
Менее чем за неделю до гонки в его родном Каменском он сломал руку. Так что титул этого класса точно разыграют между собой Дерюга с Иванченко…

Ну а решающий заключительный этап Чемпионата Украины по картингу нам всем придется запастись терпением и подождать. Его дата была отодвинута и он пройдет только в первые выходные октября.
Традиционно «Финал» примет киевская «Чайка». Можно не сомневаться, что он также будет переполнен борьбой.

Остается надеяться, - без столкновений и тем более переворотов...
Вячеслав Щербина
Фото Сергей Жирихин
