Очередная «горная гонка», которую вновь во второй раз в этом году принимал Ужокский перевал, пройдена. Во многом она оказалась сложнее и более непредсказуема, нежели ее предшественница. Как с точки зрения условий, так и результатов, на которых первые в немалой степени и отразились.
Напомним, что «горные гонки» или если официально, - «подъем на холм» (hillclimb), - являются одними из старейших видов автомобильных соревнований в мире. Первый в истории «подъем на холм» прошел в конце позапрошлого века, в 1897-м году!
В какой-то мере символично, что «гора», как у нас принято называть эти гонки, стала и первым официальным автомобильным соревнованием, которое было проведено после начала полномасштабной агрессии в Украину. И прошла та гонка осенью 2023-го на этом же Ужокском перевале.
Нынешняя же уже стала 17-й по счету, которую принимал данный перевал.
Самый протяженный для последних лет с дистанцией почти в 4 км, местами очень скоростной с 22 временами весьма коварными поворотами. За это его и любят как сами участники, так и зрители, коих и в этот раз на обочинах было не так мало…
Вместе с трассой, свой вызов зачастую бросает и непредсказуемая горная закарпатская погода. Так произошло и в этот раз!
В субботу, а гонка состояла из двух соревновательных дней, палило беспощадное августовское солнце. Температура в салонах машин, особенно спортивных, не оборудованных кондиционерам, приближалась к 70 градусов Цельсия!
В воскресенье же аккурат на середине соревновательного дня небеса разверзлись, причем не дождиком, как это было на предыдущей гонке, а настоящей грозой, с потоками воды наверху перевала! Так что участником довелось не легко, и многие из них не стали стартовать в третьем проезде. Оба дня проводились как под копирку.
За одним тренировочным подъемом следовал один квалификационный. Затем начиналась собственно гонка, состоявшая из трех зачетных подъемов. При этом пилот имел право пропустить один из подъемов. Однако дабы быть классифицированным по итогам одного дня он должен был завершить два других подъема.
По окончанию дня в актив каждого участника шли два его лучших подъема, которые затем в свою очердь суммировались на финише второго дня.
Эта сумма четырех лучших подъемов и являлась тем самым мерилом, определявшим итоги «XVII Бескид-2025». А именно такое официальное название получила данная гонка.
Крайне немаловажно и то, что «горные гонки» являются одним из немногих видов автоспорта, где на ровне с профессионалами на их настоящих спортивных автомобилях, тут могут выступать и аматеры на совершенно серийных машинах.
Главное, чтобы они отвечали всем требованиям ПДД. Более того, таковых в этот раз оказалось больше, нежели собственно спортсменов.
Всего же на «XVII Бескид-2025» собралось 20 участников, 8 из которых выступали в зачете спорт.
Еще одним огромным плюсом «горы» является возможность попеременного старта двух пилотов на одном и том же автомобиле. Более того один из них – Бартломей Козьол, - воспользовался еще одним правом и заявился на своем Renault Megan сразу в двух классах, что также предусмотрено Регламентом.
В данном случае главное, дабы второй класс был выше с технической точки зрения, чем оригинальный для данного автомобиля.
Заранее нужно сказать, что в отличие от раллийной дисциплины, на данных «горных гонках» не подводится «общий зачет» или так называемый «абсолют». Вернее, он не существует с точки зрения официальных подведения итогов и награждения.
Тем не менее, естественно, он ведется от начала и до конца. Отталкиваться от него будем и мы, пусть это и и сугубо «виртуальный зачет», он подарил свои пару-тройку сюрпризов, на которых мы просто не имеем права не акцентироваться!
Что касается победителя того самого неофициального «абсолюта» и официально самого старшего из классов Sport 4WD, то им стал Андрей Сухарлёв, выступавший на спортивном Mitsubishi Lancer Evo.
В соревновательной части его самым медленным подъемом вполне логично стал самый первый, так сказать «пристрелочный». И эти 2 мин 22,4 с в итоге и были отброшены.
После этого Андрей улучшался: 2 мин 18,3 с и 2 мин 17,55 в субботу, а затем самый быстрый подъем во всей гонке. Утром в воскресенье Сухарлёв прошел дистанцию за 2 мин 15,7 с.
На третий подъем, как и многие другие, Андрей не выезжал так как в этом попросту не было смысла из-за тех самых рек воды на верху перевала после грозы… В итоге его сумму составили 9 мин 09,8 секунды. А вот и первый из сюрпризов.
Вторым в «абсолюте» стал как раз один из аматеров. Пусть и выступал он на мощной полноприводной, но все же серийной Subaru Impreza STi.
Владимир Гуцул показал очень стабильные времена, где худшими для него стали 2 мин 20,7 с на втором субботнем подъеме. При этом сразу три времени оказались в районе 2 мин 18 и 19 секунд. И наконец-то лучшим для этого совсем немедленного аматера стал второй воскресных подъем – 2 мин 16,7 с.
С суммой в 9 мин 12,9 секунд пилот серийных «плеяд» уступил сопернику на бриллиантовом «фулл ракинге» лишь три секунды!...
Соответственно Гуцул стал официальным победителем в самом старшем из серийных классов А4 ST. А вот уже следующим пилотом, кто мог бы занять третье место на подиуме «абсолюта» (существуй таковой), стал первый из представителей монопривода!
Понятно, что на своем пусть и спортивном, но все же моноприводном, да еще и атмосферном 2-хлитровом Renault Megane Дмитрий Семенюк ну никак не мог тягаться с пилотами турбированных «квадроластов».
Тем не менее, его худшим стал тоже самый первый подъем в 2 мин 26,2 с, после чего Семенюк только ускорялся, неумолимо приближаясь к временам двух соперников на полном приводе!
Дмитрий стал одним из тех, кто все же проехал все шесть зачетных подъемов, а его лучшим стали 2 мин 22,7 с на середине воскресенья.
Более того, собрав в итоге на своем моноприводном в разы более скромном «французе» 9 мин 36,88 секунды, Семенюк победил в своем зачете Sport 2WD 2000, а неофициально в «общем зачете» уступил лишь пол минуты пилотам на их «заряженных» японках…
Хотя на его счету и имеется немалый опыт «горных гонок», но 4-е место «абсолюта», которое осталось за Маркияном Клименко, тоже можно отнести к сюрпризам. Ведь он выступал на совершено серийной, да еще и заднеприводной Subaru BRZ.
А навыки Маркияна в этот раз Ужокский перевал испытал на полную.
Для начала на заключительном субботнем подъеме на всем ходу у него срезает шпильки заднего правого колеса! Однако Клименко смог удержать машину на трассе. Затем в воскресенье чуть ли не именно с его подъема на середине вторых попыток начинается ливень! Отсюда и потеря 10 секунд, хотя их могло быть и намного больше…
В итоге пилот серийного заднеприводного автомобиля, собрал 9 мин 44,2 секунды, победив в моноприводном серийном классе A3 ST. Но, что нельзя не отметить, до неофициальной «бронзы» всей гонки ему не хватило лишь 7,4 секунды!...
И, как мы и прогнозировали в нашем анонсе, пожалуй, главным сюрпризом «XVII Бескид-2025» стало выступление пилота вот этого по-своему экзотического автомобиля.
Под №75 на этой пусть и спортивной, но все же «копейке», родословная которой уходит на глубину плюс-минус пол века, ехал Юрий Бомбардеров. При этом его возраст и того больше - в сентябре Юрию исполнится 68! И этот дуэт ветеранов занял 5-е место среди всех участников этой гонки! И это на 1,6-литровом атмосферном моторе и заднем приводе!
Худшим временем этой пары, суммарный возраст которой переваливает за один век, стали 2 мин 38,0 с на первом подъем, а лучшими 2 мин 32,6 с на втором воскресном перед дождем.
В итоге Юрий собрал 10 мин 18 секунд, более чем уверенно опередив полтора десятка соперников, многие из которых выступали на куда более мощных соовременных машинах…
Его напарник Виктор Поваров (№175) ехал хотя и уверенно, но все же несколько медленнее. Но тут нельзя забывать, что в этом году Виктор Алексеевич и вовсе готовится отпраздновать свой 85-летний юбилей!!!...
В субботу ветеран, который начал выступать в мото-, а затем и автогонках еще в 60-х годах 20-го века, показал два времени в 2 мин 58 и 3 минуты ровно. Однако в воскресенье на втором подъеме Поварова врасплох застигает дождь, его «копейка» вылетает на обочину и даже «ложится на бок»!
К счастью, все обошлось лишь некоторыми повреждениями для «железа», тогда как самому Поварову за этот проезд было присвоено максимальное «нормо-время» в 5 минут.
Несмотря на аварию, весте с этим временем Виктор Алексеевич закончил гонку даже не последним, а 19-м. А официально за неимением других соперников 2-м в классе Sport 2WD 1600, тогда как его напарник соответственно победил в нем.
Пожалуй, куда красноречивее самих призов стала настоящая стоячая овация ветеранам на награждении от всех их соперников и просто «участников процесса», после чего многие из них по очереди делали с ними фото на память...
6-м в неофициальном «общем зачете» и 2-м в спортивном классе Sport 2WD 2000 гонку закончил тот самый Бартломей Козьол. Много лет живущий в Украине поляк начал гонку с 2 мин 33,7 с. Однако уже во время второго подъема на его Renault Megane отказывает электрический усилитель рулевого. Бартломей теряет на этом пол минуты, после чего начинается вторая гонка – теперь для его команды.
Как он вместе со своей командой не бились, проверяя провода и коннекторы, они не могли обнаружить причину поломки и третий субботний подъем Бартломей проезжает без усилителя, при этом показывает 2 мин 43 с!
Напомним, что в субботу стояла невероятная жара, а именно Козьол стал тем единственным участником, кто выступал сразу в двух классах, так что у его «француза» особо не было перерывов на «охладиться»...
На утро же усилитель магическим образом заработал и тогда стало ясно, что он попросту перегревается! И решение было найдено самим Бартломеем в виде … полотенца со льдом! После чего усилитель не отказывал до конца гонки.
И «бартык», как его ласково называют в команде, тут же показывает 2 мин 33,6 с, за которыми следуют 2 мин 32,7 с. В итоге Козьол собрал 10 мин 20,99 секунды, все же уступив победителю своего класса довольно весомые 44 секунды. Однако, если сравнивать с показателями прошлых гонок он ускорился и значительно…
Примечательно, выступая одновременно и в более старшем зачете Sport 4WD, в данном случае Бартломей оказался только 11-м в «абсолюте», при этом ... тоже 2-м в этом самом старшем зачете.
Самое интересное, что с итоговой суммой в 10 мин 39,1 секунды в Sport 4WD он уступил самому себе из более младшего зачета разом почти 20 секунд! Вместе с тем секрет этого «проигрыша» легко отслеживается. Все они были потеряны во время второго воскресного подъема, когда поляка застал дождь. «На воде» Бартломей показывает 2 мин 52 секунды против остальных своих времен в районе 2 мин 35 секунд…
Третьим в классе Sport 2WD 2000, но только 12-м «абсолюте» гонку закончил напарник Бартломея - Денис Горковчук, выступавший на аналогичном «французе», который он делил вместе с Семенюком. Но тут нельзя не отметить, что в реалии Денис показывал близкие времена с поляком, где лучшими для него стали 2 мин 33,3 с утром в воскресенье.
Однако уже на следующем проезде и его тоже застает дождь! И он также стоил Горковчуку прядка 20 секунд. И аккурат столько же Денис и уступил Биртломею по итогам двух дней подъемов если брать зачет Sport 2 WD 2000!...
Нельзя не отметить и единственную в этот раз представительницу прекрасрной половины человечества – Нелю Копач на ее Subaru BRZ. Она начала гонку аккуратно с 2 мин 41,8 с, показав затем стабильные времена в районе 2 мин 35 секунд.
В итоге с 10 мин 21,7 секундами Копач закончила гонку на пусть и неофициальном, но высоком 7-м месте в «абсолюте»! Официально же она стала 2-й в серийном классе А3 ST, где Неля уступила победившему в нем Маркияну Клименко 36 секунд.
Самое интересное, что Маркиян выступал на этом же автомобиле, а также является наставником по вождению для Нели…
***
В заключении нельзя не сказать, что помимо Поварова, которого застал коварный дождь, Ужокский перевал и по сухому бросил немалый вызов участникам.
В этот раз не обошлось не только острыми моментами вроде скольжения в поворотах, но и сразу несколькими авариями. Но, как мы писали в анонсе – не даром эту трассу любят как организатор, так и сами участники.
Несмотря на ее скоростные характеристики, с отбойниками по сторонам и отсутствием коварных «кюветов», одна достаточно безопасна.
Так то все аварии привели лишь к травмированному «железу»… И, можно не сомневаться, что до конца этого года Ужокский перевал еще бросит очередной вызов участникам - как профессионалам, так и любителям…
Вячеслав Щербина
Фото Евгений Хитрук и участников