В это сложнейшее если не сказать – трагическое, - время для Украины, одним из символом стойкости ее нации является спорт, включая и автомобильный. Тем более если речь идет о будущих поколениях украинцев, а именно картингистах. После вынужденного перерыва второй год подряд их сезон снова открыла традиционная гонка – «Киевская весна 2025».
Несмотря на все невзгоды и лишения, которые переживает Украина, еще с второй половины 2022-го года в ней совершенно официально начали проводиться соревнования в самых разных видах спорта. После двухлетнего перерыва с прошлого года в нашей стране ожил и автоспорт в виде картинговой дисциплины.
Вот уже на протяжении многих десятилетий, а именно с 1972-го года (!) картинговый сезон в Украине открывает традиционная гонка, именуемая «Киевской весной». А с начала 80-х ее неизменно принимает Картодром «Чайка».
Рекорд был установлен на «Киевской весне 1982», на которую собралось 302 участника! Правда, тогда речь шла о несколько большей географии… Но и во времена Независbмости Украины эта гонка регулярно насчитывала порядка сотни участников. В этот раз с самых разных уголков нашей страны на нее тоже съехалось не так мало спортсменов – почти семь десятков. Интересно, что некоторым из них еще не исполнилось и 5 лет!
В каждом из классов помимо тренировок и квалификации, как и в Чемпионате Украины по картингу с прошлого года, соревнование состояло из четырех совершенно равноценных Финала.
Стартовое поле первого определялось квалификацией, тогда как в следующих мерилом становился финиш предыдущего Финала
Принцип начисления очков более демократичен, чем во многих других дисциплинах автоспорта: за победу начисляется 25 очков, 20 за второе место, 18 за третье и так далее вплоть до 18-го, за которое присуждается один зачетный бал.
Общий итог определяется суммой очков, набранных во всех четырех Финалах. При этом практиковавшееся зачастую в автоспорте отбрасывание худшего результата не предусмотрено.
Иными словами права на ошибку у картингистов попросту нет! Сход или плохой результат в одном из Финалов по сути ставит крест на вершине подиума, тогда как стабильность, напротив, может быть вознаграждена… Собственно так оно и произошло в нескольких случаях.
Примечательно, что самыми наполненными из классов на «Киевской весне 2025» стали как раз отведенные для самых юных пилотов.
Отрадно и то, что среди них оказалось сразу шестеро девочек - иными словами почти 10% от всего пелотона!...
Действительно самым массовым на «Киевской весне 2025» стал самый младший из классов. Это Comer Micro, который насчитал 15 участников.
Детвора тут выступает на картах оснащенных 50-кубиковыми моторами, развивающими официально менее одной лошадиной силы – 0,9 если быть точными. Столь малая мощность, равно как и небольшая дистанция Финалов всего в 5 кругов каждый, тут неспроста.
В данном классе можно начинать выступать с 4-х лет и до 7. И, примечательно, что в пелотоне действительно оказалось сразу трое пилотов 4-летнего возраста: Тарас Никитюк, Мия Каневская и Олег Безверхий.
Примечательно, что в прошлом году всего в три года Тарас совершенно официально стал самым юным автоспортсменом в истории Украины, что было зафиксировано Книгой «Рекордов Гинесса Украины»!...
И если Безверхий в итоге стал только 14-м из 15 участников, то как раз Тарас с Мией все два дня (проводилось по два финала в субботу и воскресенье) боролись между собой. Более того, на «финишной прямой» их раздtлил всего один зачетный балл!
Уступив в решающем последнем финале лишь одну позицию своему главному визави, Мия в итоге собрала 35 «пунктов» против 36 у Никитюка.
В общем же протоколе они заняли 9-е и 10-е места соответственно, и это, напомним, из 15 участников…
Впереди же в этом классе тоже разворачивалось довольно активное противостояние. И в нем также участвовала девочка.
Алиса Дзюба сначала стала быстрейшей в квалификации, а затем составила достойную конкуренцию Артему Ляшоку.
Более того, она, равно как и Никита Скуз, смогли опередить в утреннем воскресном Финале Артема.
Однако Ляшок берет реванш в решающем заключительном заезде, побеждая в нем, как и в обоих субботних. Алисе же во многом не хватало сил, когда к концу заездов она несколько замедлялась… В итоге, собрав 93 очка против 85 у Алисы, побеждает Артем.
За Дзюбой остались одна победа и три вторых места. Никита же трижды финишировал третьим и один раз вторым, заработав 74 балла и итоговую «бронзу».
Нельзя не сказать, что Никита Скуз по сути является представителем уже третьего, а то четвертого поколением этой автоспортивной семьи! (В зависимости как считать.) Речь идет о сыне Андрея Скуза, внуке Олега, и внучатом племяннике Игоря.
Все трое оставили немалый след в истории украинского сначала картинга, а затем и большого автоспорта… Самое интересное, что в «Киевской весне 2025» выступала и младшая дочь Олега Скуза – Злата. В свои 12 лет она является … тетей для 6-летнего Никиты! (Порой, бывают и такие разрывы в поколениях). Но о ней чуть позже.
Вторым «по ранжиру» детским классом является 60 Baby. Карты тут оснащены куда более мощными 60-кубовыми моторами, развивающими под 9 «лошадей», а возраст его участников оставляет от 6 до 9 лет.
Отрадно, что 60 Baby стал и вторым по наполнению на «Киевской весне 2025». Он насчитал 13 пилотов на старте, которых ждали Финалы по 8 кругов каждый. Правда, особой борьбы, по крайней мере за призовые места, тут не вышло.
Максим Тараненко сначала стал быстрейшим в квалификации, а затем уступил первое место лишь в открывающем субботнем Финале.
После этого он не оставил шанса опgозиции в остальных трех, собрав в итоге почти идеальные 95 балла. Нельзя не отметить, что в отличие от большинства его соперников, дебютировавших в этом классе, Максим выступает в 60 Baby уже второй год и имеет куда больше опыта…
Точно таким же стабильным оказался выигравший в первом Финале Николай Чернышов, после чего неизменно финишировавший вторым.
В итоге он уступил 10 очков лидеру, при этом серьезно опередив Михаила Шпилевого, на счету которого с тремя третьими местами накопилось 67 баллов. Зато в 60 Baby развернулась нешуточная борьба на подступах к подиуму.
Более того, в итоге Кирилл Рухлин и Максим Таран собрали поровну - по 58 баллов, тогда как всего два очка им уступил Эрнест Митрохин. Собственно так они и расположились в итоговых протоколах.
Рухлин стал «лучшим среди остальных» – 4-м, - впереди Тарана и Митрохина. Согласно правил, определяющим при равенстве очков стало квалификационное время, где Кирилл был быстрее Максима…
Два следующих класса зарезервированы для участников постарше – от 8 до 13 лет. Но если в 60 Mini они едут на картах с теми же моторами в 60 см3, то уже в Rotax Max Mini речь идет о более мощных 125-кубовых двигателях, развивающих около 13 л.с. «Ротакс» насчитал девятерых стартовавших, а Финалы тут длились по 10 кругов.
В данном случае шансов оппозиции не оставил Никита Захарченко. Именно он стал единственным в рамках «Киевской весы 2025», кто с четырьмя победами собрал 100%-й результат из 100 зачетных баллов.
С тремя вторыми местами и 73 очками «серебро» Rotax Max Mini заработал Давид Авдеев, тогда как замкнул подиум этого класса Марк Онищенко. Он собрал 66 балла, всего на два опередив Артема Марченко, ставшего тут «лучшим среди остальных»…
60 Mini насчитал семерых участников и их Финалы тоже длились по 10 кругов. Как раз тут все оказалось довольно драматично.
На квалификации лучшим становится Аким Скуба, однако его команда по ошибке использовала не разрешенное для данного соревнования топливо.
А оно, равно как и «резина», и как множество других технических моментов строго регламентированы. Тем самым квалификационный результат Акима был аннулирован, и он был вынужден прорываться на первом Финале с послендего стартовоого места.
Увы, но в субботних финалах Скубе явно не везет. Он заканчивает их лишь 6-м и 5-м, тогда как первым, вторым и третьим в них неизменно финишируют Дмитрий Легкобыт, Архип Мазепа и Иван Луговский. Однако в воскресенье Аким набирает скорость.
Сначала Скуба даже не смотря на 5-секундный штраф, остается вторым, а затем и вовсе побеждает в заключительном Финале, тогда как Легкобыт финиширует вторым.
В итоге с 93 очками за три победы и одно второе место в 60 Mini уверенно побеждает Легкобыт.
Скуба же собирает 72 очка, равно как и Мазепа, становясь соответственно вторым и третьим.
При этом всего 4 очков до подиума 60 Mini не хватило Ивану Луговскому, за которым остались тоже отнюдь не низкие три третьих места…
В старших зачетах такой массовости на «Киевской весне 2025» не вышло. Более того, три 125-кубовых класса объединили, а Финалы тут длились по 13 кругов. Самый старший из них - OK, - где можно стартовать с 14 лет и до «бесконечности», собрал всего троих участников.
Лучшим среди них стал Тимур Веснин.
Он трижды победил, лишь один раз уступив Марку Пилипенко, собрав в итоге 90 баллов против 81. Третьим и одновременно последним тут стал Тимур Гариян.
125 National Junior, где выступают от 12 до 14 лет, тоже собрал всего троих участников, однако тут не обошлось без интриги.
Та самая Злата Скуз смогла составить немалую конкуренцию Вадиму Онищенко, где в этой паре на протяжении обоих дней лидерство не раз переходило из рук в руки.
Да, во всех четырех заездах первым неизменно финишировал Вадим.
Однако во втором Финале и ему был «выписан» 5-секундный штраф за неправильное положение «обтекателя».
И в данном случае плотность этой тройки участников оказалась настолько высокой, что они разом отбросили Онищенко на третье (и последнее) место!
Тем не менее, с двумя воскресными победами и 93 очками в итоге, Вадиму хватило, чтобы победить в «Киевской весне 2025» в 125 National Junior.
Онищенко опередил на 13 баллов Злату, на счету которой остался квартет из вторых мест, а замкнул подиум этого класса Платон Мишин, уступив Злате лишь одно очко!
Аналогичный класс OK N Junior для пилотов 12-14 лет собрал семерых.
Тут даже проблемы с техникой в последнем Финале не остановили уверенно победившего в трех предыдущих Гордея Музыченко.
С 89 очками именно он возглавил подиум этого класса, зато позади него кипело немало страстей.
Практически на протяжении обоих дней в борьбе сошлись Илья Газа и Захар Слипченко.
После стартового «замеса» на первом Финале у Захара последовал сход.
В следующих Финалах он финиширует третьим и вторым.
Ну а затем буквально в последнем повороте последнего круга заключительного Финала Захар опережает Газу и выигрывает!
Увы, но тот самый сход в самом начале сказался на его итоговом результате.
Суммарно на счету Слипченко оказалось только 63 очка против 74 у стабильно финишировавшего Ильи в топ-4 во всех Финалах.
Более того, Слипченко едва «зацепился» за подиум!
По сумме двух дней Ева Авдеева уступила Захару лишь один балл, став в 125 National Junior той самой «лучшей среди остальных».
Как и было сказано в начале – настолько велики последствия лишьь одного схода при таком формате соревнований!...
Всего шестерых собрал самый старший из картинговых классов - KZ-2.
Он же одновременно является единственным, где карты оснащены КПП, и пилотирование ими серьезно отличается от всех остальных, где переключать передачи не требуется…
Более того, моторы тут развивают порядка 40 «лошадей», а дистанция Финалов являлись самой протяженной – по 15 кругов.
Участвовать в KZ-2 можно после 15 лет и в свое время этапы Чемпионата Украины по картингу в этом классе насчитывали до трех десятков участников, включая многих взрослых пилотов. Увы, но по понятным причинам на сегодня картина тут несколько иная…
Можно сказать, что в этот раз в KZ-2 доминировал Дмитрий Муравщик.
Он лишь один раз уступил победу во втором субботнем Финале Владиславу Осиному.
Таким образом, с 95 очками за три первых места и одно второе Дмитрий возглавил подиум этого класса. Уступив 12 баллов, вторым в нем стал Осинный, а третьим со стабильными финишами и 70 очками за них Михаил Свичкарь.
«Киевская весна 2025» стала лишь первой ласточкой в нынешнем картинговом сезоне. Он обещает немало гонок, включая и возобновленный с прошлого года Чемпионат Украины по картингу.
Будем надеяться, что его этапы окажутся еще более массовыми и наполненность детских классов в этой традиционной гонке вселяют надежды на будущее.
Как знать, быть может, он пройдет если не под полностью мирным небом, то хотя бы скажем так - под «перемирным»..
Что бы там не произошло, уже само проведение таких соревнований, равно как и немалый приток в них совсем еще юных не будущих, а уже ставших спортсменами, вселяет оптимизм.
И у самой Украины, и у ее автоспорта имеется светлое будущее, какие бы темные силы нам не противостояли…
Вячеслав Щербина
Фото Сергей Жирихин