Заключительный 4-й этап серии джип-спринт Ukrainian Raid Series подарил немало эмоций как самим участникам, так и болельщикам! Первым – от сложности преодоления непростой песчаной трассы, а вторым – от зрелищности борьбы пилотов с ней. И это не считая захватывающей «параллельки». Как и открывавший этап новой Национальной серии по джип-спринт Ukrainian Raid Series, ее финальная гонка проходила в Алешкинских песках, прохождение которых в этот раз было несколько усложнено еще и погодой.
К счастью, реальный дождь пошел только во второй половине воскресенья, однако и утром, под солнцем, назвать легкими песчаные дороги даже для «зубастых» внедорожников было проблематично…
А открывала гонку, получившую название «Чумацька криниця», известная всем поклонникам классического ралли «параллелька», расположенная в Херсоне.
Несмотря на накрапывающий дождик, да и откровенно сырую осеннюю погоду, она все же собрала зрителей, которые ушли с трассы не разочарованными - восемь пар внедорожников, моторы которых порой издавали под стать их размерам исполинские звуки, порадовали зрителей, равно как и пилотаж многих пилотов, порой «валивших на все»…
Чего только стоили «дуэли» Николая Кузнецова с Олегом Фонаревым, выступающих на одинаковых Toyota FJ Cruiser. Или поединки Константина Полийчука с Александром Сафронковым. Или борьба «двух веков» - Леонида Полийчука, едущего на «FJ» 21-го века против Леонида Архангородского на ГАЗ-69 родом из 20-го века…
Или противостояние «нашего автопрома» в виде пары- «Шнива» Дениса Татарко против «УАЗа» Александра Попова идущих «ноздря-а-ноздрю»…
Однако основным полем боя «Чумацькой криницi» все же стали известные Алешкинские пески, куда пелетон перебрался в воскресенье.
Тут частников ждал 30-километровый круг, в основном проложенный по лесным дорогам, зачастую весьма рыхлым песчаным…
Сначала он проходился в одну сторону, а потом в обратную: по три раза в оба направления для зачета Sport, три и два раза соответственно для Tuning и по два раза для абсолютно серийной техники из класса Standart.
Спортивная завязка…
Именно по результатам двух субботних «параллелек» формировалась стартовая ведомость основного «боевого» дня. Соответственно, первым быстрейшим экипажам пришлось открывать трассу в воскресенье. А это означает более сложное ориентирование на первом круге для штурмана и, по сути, прокладывание трассы для позади идущих.
Последующим штурманам, да и пилотам тоже, куда легче - они могут идти буквально по следам лидеров с куда больше скоростью. Из-за этого в ралли-рейдовых дисциплинах зачастую фавориты не форсируют события на «прологе».
В данном случае перед стартом некоторые тоже говорили о том, что на «параллельке» не будут «валить». Однако, как только шлемы были одеты, а стартовые огни менялись на «зеленый», о тактике все успешно забывали! И это не могло не радовать собравшихся зрителей… Уже на «параллельке» стало ясно, что лидеры, да и не только они, настроены на борьбу не на шутку.
Николай Кузнецов, которому ассистировал один из самых опытных украинских штурманов современности Виталий Евтехов, не оставил шансов соперникам – 3 мин 30,1 с и 3 мин 28,9 с.
Стартовавший с ним в паре Олег Фонарев, которому ассистировал Илья Серик, на первой «параллельке» и вовсе проиграл Кузнецову 15 секунд, что стало только 4-м временем. Однако он реабилитировался на втором проезде, показав второе время, уступив всего две секунды…
В это противостояние явно был настроен вклиниться и Константин Полийчук, справа от которого находится Юрий Кондратьев, в прошлом имеющий огромный опыт в качестве пилота…
Константин прошел обе параллельки почти вровень с Кузнецовым, показав 2-е и 3-е времена, соответственно уступив оба раза всего лишь по 2,5 секунды...
По итогам субботы суммарное время Кузнецова составляло 6 мин 59 секунд, против 7 минут 4 с и 7 минут 16 с соответственно у Полийчука и Фонарева. Таким образом, именно Кузнецову, а вернее его штурману – Виталию Евтехову, - довелось открывать в воскресенье трассу.
Уступив им в субботу 5 секунд, Полийчук с Кондратьевым шли вторыми, а Фонарев с Сериком – третьими.
… и ее развязка, достойная финала!
Понятно, что насколько бы не был опытен Евтехов, все-таки открывание «допа» берет свое. Вместе с Кузнецовым на первом круге они показывают третье время, уступив лучшему почти минуту. А этим лучшим, - 28 мин 36 с, - стал Константин Полийчук, который по словам очевидцев с первых же километров по песку просто таки полетел.
Стартуя третьим, Фонарев показал второе время, опередив Кузнецова на 17 секунд. Иными словами, после первого же круга в лидеры вышел Полийчук, тогда как Кузнецов с Фонаревым шли буквально «бампер в бампер».
На втором круге Полийчук еще больше ускоряется – 27 мин 42 секунды.
Более того, в этот раз он буквально финишировал на заднем бампере Кузнецова, отыграв стартовый 2-минутный интервал! Если быть точнее, Константин «привез» фавориту на втором круге 1 мин 44 секунды и 1 минуту 22 секунды Фонареву.
Кузнецов вновь был только третьим, уступив немного Фонареву, который окончательно сместил Николая на третью ступень.
На третьем круге уже Кузнецов показывает первое время – 28 минут 4 секунды, отыгрывая 23 секунды у Полийчука и 39 у Фонарева.
Тем не менее, на середине гонки Константин сохранял за собой лидерство, опережая на солидные 2 минуты 11 секунд Кузнецова, которому в свою очередь всего 17 секунд проигрывал Фонарев.
Регрупинга перед обратными кругами не было, так что не только Евтехову пришлось вновь прокладывать первым маршрут, но и Кузнецову прокладывать дорогу. Дело в том, что тройное прохождение по очень мягкой и рыхлой трассе привело к серьезной колее, которая при движении в обратном направлении обычно серьезно отличается от новой идеальной траектории…
Справедливости ради нужно сказать, что и остальным тут было не легко, так как местами колея оказалась почти танковой и, тем не менее, сложнее всего все таки первому открывающему экипажу...
Несмотря на эти обстоятельства, именно за Кузнецовым с Евтеховым остается лучшее время на первом обратном круге – 28 минут 42 секунды. Полийчук уступает им 20 секунд, в свою очередь опережая всего на 5 секунд Фонарева.
Увы, но уже на этом СУ у все еще уверенно лидирующего Полийчука начало «проскальзывать» сцепление, окончательно сгоревшее на втором обратном круге…
Однако и на машине Кузнецова после обеда начинаются проблемы с троящим двигателем! С каждым километром мотор все больше капризничал. На втором обратном круге Кузнецов уступает выигравшему его Фонареву всего три секунды, тем не менее, оставаясь в лидерах с перевесом более 40 секунд. Но увы.
На заключительном круге «козлящий» мотор дает о себе знать еще больше и не успев захватить лидерство, Кузнецов уступает разом Фонареву почти три минуты!
Казалось, с перевесом в 2 минуты 9 секунд победу будет праздновать Фонарев, однако тут его с Сериком настигает пенальти!
Еще утром, на финише первого круга они ошиблись в навигации, заехав на КП в неправильном направлении. Это запрещено правилами и приравнивается к пропуску одной «контрольной точки», а именно – 15 минутами штрафа!
Таким образом, победителями «Чумацькой криницi» все же становятся Кузнецов с Евтеховым, опередив в итоговых протоколах Фонарева с Сериком почти на 13 минут…
Позади фаворитов
Всего на финальном 4-м этапе Ukrainian Raid Series стартовало 16 экипажей, и самым массовым стал как раз топовый зачет Sport, где разрешены любые доработки техники. Также он стал и самым результативным с точки зрения финишировавших – 5 из 8. И тут некой компенсацией сходу Константина Полийчука стало выступление его сына Леонида.
В паре с опытным ко-драйвером Андреем Солоповым, он также как и два фаворита ехал на Toyota FJ Cruiser.
По итогам субботы Леонид был 6-м, все воскресенье также показывая стабильные времена, четырежды став 4-м и один раз третьим на второй «обратке».
В итоге Полийчук с Солоповым уступили 23 минуты лучшему времени, которые со штрафом Фонарева превратились в 20 минутное отставание от победителя.
Однако даже с этим пенальти, до второго места Фонарева с Сериком им все равно оказалось «не дотянуться» - их итоговый разрыв от «серебра» составил почти 8 минут…
Первыми вне подиума гонку закончили Александр Попов с Александром Черновским, выступавшие на угрожающего вида модифицированном «УАЗе».
Поначалу они серьезно уступали лидерам, проиграв на первом круге почти 10 минут, при этом уступив многим «младшеклассникам», однако потом Попов ускорился.
Он показал пару 5-х времен на последнем прямом и первом обратном кругам, которые подкрепил третьим временем на завершающем круге, всего в паре минут от лучшего.
До «бронзы» Попову с Черновским не хватило 15 минут, при этом в свою очередь они опередили на 11 минут Леонида Архангородского с Анатолием Богачом, выступающих на еще более колоритном «ГАЗ 69».
Нельзя не отметить и первый старт в зачете «Спорт» Александра Сафронкова с Анатолием Зеленским, ранее выступавших в «Тюнинге». Увы, но дебют на перестроенном и «закаркашенном» за кратчайшие сроки после довольно серьезного «крэша» на 3-м этапе (к счатью, с последствиями только для «железа») внедорожнике оказался не продолжительным.
Собственно причиной схода как раз и стал отказ «Лэнд Крузера» - на третьем круге у него буквально сгорела проводка с генератором.
Однако до этого, после аккуратных «параллелек», Сафронков демонстрировал немалую скорость.
На первом круге он был 5-м, в 5,5 минутах от лучшего, а на втором показал 4-е время, уступив быстрейшему менее 5 минут…
Предварительные итоговые подсчеты
Рассказывая о заключительном этапе, нельзя не подвести и предварительные итоги года, тем более, когда речь идет об инагуральном для новой серии сезоне! Даже окажись они вторыми, Кузнецову с Евтеховым это не помешало бы остаться первыми по итогам года в своих соответствующих зачетах! В итоге же они выиграли на всех четырех этапах Ukrainian Raid Series!
Аналогично вторым в зачете пилотов остался и Олег Фонарев, собрав 250 очков против 340 у Кузнецова.
А вот сход Константина Полийчука сказался и очень сильно, отодвинув пилота, на счету которого так и осталось 90 баллов, с третьей строки на итоговую пятую. Благодаря же 5-му (и последнему) месту Архангородский с 130 очками переместился в итоге с четвертого места на третье.
Став третьим, Леонид Полийчук собрал 110 очков, однако смог подняться только с 5-го на 4-е место, оставшись вне подиума по итогам года. При этом нельзя не сказать, что он не стартовал, в зачете «Спорт» на 1-м этапе…
А вот среди штурманов с учетом рокировок по ходу года «расклад» оказался более запутанный.
Выступавший на первых двух этапах с Фонаревым Андрей Солопов благодаря двум третьим местам теперь уже с Леонидом Полийчуком стал вторым по итогам года, собрав 220 пунктов против 340 у Евтехова.
Более того, выступив всего на двух этапах все с тем же Фонаревым, с 5-го места разом на третье перескочил Илья Серик. Благодаря второму месту на финальной гонке он собрал 140 очков, против 130 Анатолия Богача, выступающего с Архангородским.
Именно Богач занимал третью строку перед этой гонкой, тогда как четвертым шел Денис Татарко, ранее стартовавший с Константином Полийчуком. В этот раз Татарко ехал с Ильей Пономаренко на Chevrolet Niva.
Причем хотя в протоколах Денис числится вторым пилотом, в реалии именно он управлял внедорожником, что разрешено правилами.
Увы, но уже на втором круге они серьезно потеряли в песках, в итоге оформив сход. Таким образом коварный Алешский песок отодвинул Татарко на итоговую 5-ю строку среди ко-драйверов, тогда как Богач закончил год 4-м…
Как уже было сказано, экипажей, выступающих на серийной технике оказалось ровно столько же, сколько и в «Спорте». При этом зачет «Тюнинг» подарил свою интригу, однако о них во второй части рассказа о «Чумацькой криницi»...
Вячеслав Щербина специально для Ukrainian Raid Series
Фото Сюзанна Фонарева и Евгений Брежнев